Музей метрополитена — история, опыт, перспективы

В 1936 году выпускник Московского института железнодорожного транспорта Папазов предложил Президиуму Киевского городского совета свою дипломную работу «Проект Киевского метрополитена». Она была рассмотрена и одобрена. В 1938 году начались подготовительные работы по строительству метро, но Великая Отечественная война скорректировала планы. Вернулись к этому вопросу уже после войны.

В преддверии 40-й годовщины открытия первой подземной магистрали столицы Украины возникла идея создания музея «История метрополитена».

29.12.1999 года был образован постоянно действующий Оргкомитет во главе с заместителем начальника метрополитена Дорошенко Виктором Ивановичем. Перед его членами стояла задача — показать историю становления и развития первой подземной дороги в столице Украины, с ее разветвленной структурой, специфической системой, обеспечивающей комфортность пассажирских перевозок.

Энтузиасты, глубоко заинтересованные в создании музея занялись подбором экспонатов: фотографий, документов, образцов технической оснастки и т.д.

Они обратились к работникам метрополитена, ветеранам с просьбой поделиться документами из личных архивов. Пользовались фондами кино- фотодокументами Государственного городского архива.

Руководство метрополитена представило музею помещение в здании Управления метрополитена на станции «Политехнический институт». Была проведена перепланировка, продуман интерьер будущего музея, изготовлены стенды, макеты. К моменту открытия в 2000 году площадь музея составляла 68 м².

Принципы экспозиции основывались на раскрытии истории развития метрополитена на протяжении более 40 лет. Серия интереснейших экспонатов, фотографий, действующие макеты демонстрируют высокий трудовой подвиг тех, кто создавал этот надежный и четкий, как хороший часовой механизм, подземный транспортный конвейер.

В 2004 году площадь музея была расширена, каждый зал оформлен в стиле вагона и в целом музей превратился в трехвагонный состав. Экспозиция музея насчитывает 1545 единиц основного и 910 единиц вспомогательного фонда и постоянно пополняется. Над стендами в хронологической последовательности размещены большие фотографии станций, указаны годы пусковых участков. В витринах — представлена уникальная коллекция символических ключей от станций и участков, а также представлены коллекции жетонов, талонов, проездных документов, кубки спортивных достижений.

У каждого пассажира возникают вопросы, связанные с жизнью и работой самого удобного и быстрого вида столичного транспорта — метрополитена, но далеко не всегда на простые вопросы получают ответы. И мы предложили узнать нас лучше, увидеть своими глазами, как обеспечивается устойчивая работа метрополитена, где ночуют уставшие вагоны, как и кто управляет станцией и эскалаторами, откуда подается электроэнергия, где обучают работников метрополитена, по какому принципу станции получают свои названия. Много места в музее уделено техническим достижениям. Одно из них — создание собственной системы автоматического регулирования скорости.

Пройдясь по музею, понимаешь, почему даже в годы всеобщего развала экономики метрополитен работал, как часы. Заслуга наших руководителей в том, что дисциплина в метрополитене нисколько не ослабла до сегодняшнего дня. Именно поэтому до сих пор метро остается самым надежным видом транспорта: перевозит около 2 млн. пассажиров в сутки, эксплуатирует 115 эскалаторов, 669 вагонов, 59, 9 км путей.

К 50-летию метрополитена Организационным комитетом был разработан календарный план мероприятий. Одним из первых мероприятий был конкурс на лучший стих, фото, рисунок. Поступило более 362 конкурсных работ, из них 45 лучших работ отмечены призами и подарками.

Была проведена радиовикторина, интернет — игра «Поймай вагончик», выпущены юбилейная марка, фильм о метрополитене, альбом, книга. Каждый понедельник на теле канале «1+1» размещался сюжет о метрополитене.

25 марта со станции «Университет» отправился необычный вагон-музей «Исторический вагон». Внутри на стенах, дверях, потолке размещены старые фотографии из домашних архивов ветеранов, копии документов, вырезки из советских газет со статьями об открытии станций. Этот удивительный музей на колесах курсирует на Святошино — Броварской линии, и свою культурно — историческую миссию будет исполнять до конца года. Разработано 8 маршрутов тематических экскурсий, информация о которых размещена на официальном сайте метрополитена.

Обо всем этом, а также об истории создания метро можно узнать в музее Киевского метрополитена.

А.П. Иванова, заведующая музеем


Записей не найдено.


Київська міська організація ветеранів України